Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной
Спичечные этикетки. 1812
Орденов.нет. Интервью
Военный крест. Франция

Герой Советского Союза Валентин Георгиевич Стариков

Всё о подводном флоте

Модератор: Капраз

Аватара пользователя
Oleg
Председатель Клуба коллекционеров
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Вт, 30 дек 2003 00:47:02
Откуда: Томская губерния Мариинский уезд Тяжинская волость село Ступишино
Контактная информация:

Герой Советского Союза Валентин Георгиевич Стариков

Сообщение Oleg » Ср, 06 сен 2006 22:41:12

Стариков Валентин Георгиевич - командир подводной лодки (ПЛ) "М-171" 3-го дивизиона отдельной бригады подводных лодок Северного флота, капитан-лейтенант.

Родился 8 июня 1913 года в городе Сарапуле (Удмуртия) в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил школу ФЗУ при Пермском паровозоремонтном заводе.

В Военно-Морском флоте с 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, в 1938 году - специальные курсы командного состава подводного плавания. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир ПЛ "М-171" 3-го дивизиона отдельной бригады подводных лодок Северного флота капитан-лейтенант В.Г. Стариков, действуя на коммуникациях противника, до января 1942 года дважды прорывался на подводной лодке во вражеские базы, потопил 5 транспортов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Валентину Георгиевичу Старикову присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 657). ПЛ "М-171" впоследствии была удостоена гвардейского звания.

В 1948 году прославленный североморец-подводник окончил Военно-морскую академию, а в 1953 году - Военную академию Генерального штаба. Был начальником Тихоокеанского высшего военно-морского училища. С июля 1972 года вице-адмирал В.Г. Стариков - в отставке. Умер 26 июня 1979 года. Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на Ново-Волковском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Дата указа:

03.04.1942 ( медаль № 657)
Вложения
54645nen-04.jpg
GSSannen-03.jpg
starikov_vg.jpg
Последний раз редактировалось Oleg Ср, 06 сен 2006 22:42:05, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Oleg
Председатель Клуба коллекционеров
Сообщения: 12826
Зарегистрирован: Вт, 30 дек 2003 00:47:02
Откуда: Томская губерния Мариинский уезд Тяжинская волость село Ступишино
Контактная информация:

Сообщение Oleg » Ср, 06 сен 2006 22:41:35

КОМАНДУЮЩИЙ СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ АДМИРАЛ ГОЛОВКО А.Г. О СТАРИКОВЕ В.Г.:

"Ещё одна запись в декабрьском дневнике, вызывающая в памяти любопытные подробности, связанные с В. Стариковым:

"6 декабря 1941 года. Вернулась "М-171". Потопила танкер водоизмещением 3000 тонн. Задачу по высадке разведывательно-диверсионной группы выполнить не смогла из-за неблагоприятных условий. При возвращении имела большую ошибку в счислении и вместо Цып-Наволока вышла к Войтелахти. В то же время возвращалась "М-176", поэтому первую "малютку" принимали за вторую, что и уберегло её. При других обстоятельствах такая ошибка может привести к плохим последствиям: свою лодку вполне могут обстрелять свои же батареи. На этот раз, к счастью, обошлось".

Сто семьдесят первой "малюткой" командует капитан-лейтенант Валентин Георгиевич Стариков, бывший "фабзайчонок", молчаливый, доброжелательный, справедливый и решительный человек. Второй раз уже он попадает в пиковое, как говорится, положение. Чего стоит одна лишь октябрьская история с прорывом в Лиинахамари, вернее, с выходом оттуда обратно в море.

Третьим по счету из подводников-североморцев (после Егорова и Фисановича) Стариков сумел проникнуть в Петсамо-фьорд. Пожалуй, это было труднее, чем в двух предыдущих случаях, поскольку гитлеровцы приняли кое-какие меры оборонительного порядка, в частности поставили сетевое заграждение у гавани Лиинахамари, о чем Стариков не догадывался вплоть до того момента, когда "малютка" очутилась в критическом положении.

Лодка вошла в гавань беспрепятственно, по счастливой случайности не задев противолодочной сети. Два больших транспорта у причала приковали к себе все внимание Старикова. Он удачно атаковал их, торпедировал, зарегистрировал два взрыва и, совершив поворот на обратный курс, направил "М-171" к выходу в море, однако несколько в сторону от места, где лодка вошла в гавань. Это и послужило причиной задержки, которая могла стать роковой для "малютки" и для всего экипажа. На полном ходу, следуя на глубине восемнадцати метров, лодка врезалась в противолодочную сеть и застряла на месте в то время, когда за ней гнались катера с глубинными бомбами. Попытки вырваться переменными ходами из ловушки оказались безуспешными. А вражеские катера уже сновали над "малюткой", сбрасывая неподалеку от неё свой смертоносный груз.

Положение "М-171" было гибельным: не имея возможности двигаться, она представляла собой мишень для глубинных бомб.

Внезапно катера прекратили бомбометание: гитлеровцы определили, что "малютка" запуталась в противолодочной сети, и собирались либо захватить её вместе с экипажем, когда она всплывет, либо, в случае сопротивления, расстрелять.

Тут и проявились качества настоящего командира, присущие Старикову. Его поведение в первые критические минуты и в последующие часы, пока лодка, освободившись из сети, оставалась в Петсамо-фьорде, всё время преследуемая вражескими катерами, было правильным и соответствующим образом действовало на экипаж, служило примером для каждого.

"М-171" удалось выскочить из сети после того, как Стариков дал ещё раз полный ход назад, создав максимальный дифферент на корму и рискуя вылить электролит из баков аккумуляторов. К чему могло привести последнее, говорить не приходится.

Маневр удался. "Малютка" выскользнула из сети, над которой её стерегли вражеские катера, но осталась внутри фьорда. Путь в море был закрыт, в чём Стариков убедился после неоднократных попыток пройти мимо единственного прохода, где скопились корабли противника с глубинными бомбами наготове. Иного пути из фьорда не было. Даже когда лодка ушла на предельную глубину, чтобы попытаться проскользнуть под сетью, она и там упёрлась в заграждение. Между тем время шло, воздух в лодке всё более насыщался углекислотой, плотность аккумуляторных батарей снизилась до минимума.

В таких условиях командир корабля нашел правильный выход. Приказав включить регенерацию, он объявил свое решение: пройти над сетью, в надводном положении, использовав замешательство противника, вполне вероятное, поскольку тот считал, что теперь, когда лодка высвободилась из сети, ей незачем всплывать. На всякий случай, распорядился командир, экипажу быть готовым к артиллерийскому бою и, если не удастся отбиться, к необходимости взорвать лодку.

Ни то, ни другое не понадобилось. На помощь пришла природа. Стоило "малютке" подвсплыть на ходу, и она, ещё не достигнув поверхности, оставаясь незамеченной вражескими наблюдателями, свободно прошла над сетью. Такую возможность создал океанский прилив, уровень которого достаточно высок в наших северных местах.

На фашистских кораблях спохватились слишком поздно: полным ходом "М-171" ушла от них в море, а затем благополучно возвратилась в базу, известив двумя выстрелами о двойной победе.

Расспрашивая Старикова, когда он докладывал о всех обстоятельствах похода, я убедился в отличной продуманности его действий, направленных на то, чтобы вывести лодку из ловушки. Мужественным, достойным советского командира было его решение взорвать корабль, если бы не удалось уйти из Лиинахамари. Отличным было и поведение экипажа, четкая исполнительность всех - результат совместных усилий командира и партийного коллектива "малютки".

Не боясь перехвалить, скажу: личному составу "М-171" есть с кого брать пример в критические моменты. Однако в навигационном искусстве у Старикова, бесспорно, имеется слабина. Ошибка в счислении, о которой записано в моем дневнике, свидетельствует о том, чего в дальнейшем не должно быть.

Ибо война не прощает ошибок.



Головко А.Г. "Вместе с флотом". М.: Воениздат МО СССР, 1960, с. 77-80


Вернуться в «Подводные силы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron